Мотивация детей к занятиям дзюдо

Любой человек совершает некие действия, в результате них полностью удовлетворяются его потребности. К этому его побуждает особое активное состояние, то есть мотивация. В числе этих действий — инстинкты, представляющие собой либо наследственные навыки, либо возникающие вследствие закрепления опытом определенных условных рефлексов.

Если в этом контексте рассматривать занятия спортом, в частности дзюдо, то их классифицируют как наследственно-ориентированное действие, проявлением которого являются как постоянная конкуренция, так и соперничество. Спортсмен-дзюдоист подсознательно стремится защитить себя — в этом проявляются инстинкты самосохранения и самовыживания. Как правило, человек с детства привыкает переносить физические нагрузки. Кроме того, он обладает солидным потенциалом для последующего физического развития, который заложен в нем генетически. Этот потенциал следует развивать, тогда он перейдет на уровень условного рефлекса.

Вместе с тем мотивы человека могут быть совершенно различными:
• Индивидуальные мотивы призваны поддержать внутреннее постоянство организма, например, человек стремится избежать жажды, голода, болевых ощущений.
• Групповые мотивы позволяют человеку отыскать свое место в существующей групповой иерархии, а кроме того, побуждают его проявлять заботу о своем потомстве;
• Познавательные мотивы. Речь идет об игровой деятельности и исследовательском поведении.

Спорт является продуктивным методом физической подготовки. Параллельно он может входить во все три категории мотивации, поскольку между возможностями человеческого организма и уровнем его развития существует непосредственная связь — спортсмен представляется носителем здоровых генов. Рассматривая этот вопрос с позиции биологии, отметим — спортсмен может прокормить своих потомков и защитить их. Улучшая свое физическое развитие, человек самореализуется. Помимо этого, возрастает его уверенность в себе, в результате чего человек занимает определенное положение в социуме.

Ученые П. Милнер и Дж. Олдс провели опыты, которые продемонстрировали следующие результаты. Эмоциям принадлежит существенное значение — они помогают организовать человеческое поведение. При этом отрицательные эмоции, как правило, оказывают негативное влияние на желание человека реализовывать какой-либо тип деятельности. В этом отношении взрослому человеку в некотором роде проще — ведь он осознает, какие действия он будет осуществлять. Ребенку же нужно предварительно объяснить, что на протяжении занятий он станет бороться со слезами, страхом, болью. В ином случае родителям, которые привели ребенка на занятия в спортивную секцию, руководствуясь лучшими побуждениями, придется столкнуться с тем, что их ребенок невзлюбит спорт во всех его проявлениях.

Следует осознать: у взрослых есть способность к адекватному оцениванию цели, которой они хотят достичь. Они могут, соответственно, представлять результат, просчитав, имеет ли смысл затрачивать усилия и средства на эту цель. Эти же понятия для ребенка являются относительными. В этом случае возможно отнюдь не сиюминутное проявление результата, а также несоответствие между ожиданиями и полученным эффектом.

Прежде чем начать заниматься спортом, следует четко понять, что максимальный результат достижим. Однако для его достижения необходимы серьезные вложения — моральные и физические. При этом нужны поддержка, силы и терпение. Существенную роль в мотивации играют позитивные эмоции — именно они являются для ребенка стимулом к занятиям спортом. Другие стимулирующие факторы — это удача, похвала и первенство, которые станут основой для постановки дальнейших задач, более сложных по своей сути, призванных подтолкнуть к достижению прочих целей.

Рассматривая профессиональный спорт, в котором изначально ставится более высокая цель, нельзя забывать и о таком факторе, как различные профессиональные заболевания спортсменов. Они становятся следствием занятий фактически любым видом спорта. Как правило, спортсмен завершает свою спортивную карьеру в возрасте 25-30 лет. После этого он может осуществлять преподавательскую деятельность, тренируя других. Для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок стал профессиональным спортсменом, эти факторы должны стать ключевыми.

Мастер спорта   А. Сухов

Search this website